Задвижка
Задвижкой называют трубопроводную арматуру, запирающий элемент которой движется перпендикулярно движению рабочей среды. Благодаря своей удобной конструкции, задвижка широко применяется в любых трубопроводах газоснабжения, водоснабжения, или же энергетики. Существует несколько видов задвижек, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Но независимо от этого именно задвижка вместе с запорным вентилем делит первое место по популярности использования.
Описание и конструкция
Главным элементов задвижки является затвор, который перемещается перпендикулярно потоку рабочей среды. Задвижка герметизируется при помощи специальных элементов двух видов. Благодаря этому выделяют безкольцевое и кольцевое уплотнение. Выделяют несколько видов задвижек:
- Задвижка клиновая. Затвор такой системы имеет клиновую форму. Для создания такой задвижки используют такие виды клинов: жесткие, двухдисковые, упругие.
- Шиберная. В состав такого затвора входит шибер – элемент в форме диска. Подходит для трубопроводов с односторонним потоком. Большой популярностью пользуется задвижка шиберная с выдвижным штоком и редуктором.
- Шланговая. В конструкции отсутствуют посадочные элементы и уплотнения, а в корпус задвижки вмонтирован шланг, через который проходит рабочая среда.
- Параллельная. В такой задвижке уплотнители размещаются параллельно. Затвор являет собой комбинацию из двух элементов в форме диска.
Независимо от того, к какому виду относится задвижка, в ее состав входят такие элементы как:
- Корпус;
- Запорный элемент;
- Крышка корпусная;
- Шток резьбовой;
- Редукторный привод, маховик, или же электропривод.
Помимо разделения задвижек по конструкции, их различают по материалу изготовления. Относительно недавно большую популярность приобрела задвижка чугунная фланцевая с обрезиненным клином. Поскольку такое решение позволяет устранить основной недостаток чугуна – хрупкость. Задвижка стальная широко применяется для обустройства трубопроводов с повышенными требованиями к надежности.
Основные преимущества
Задвижки очень часто применяются на магистральных трубопроводах, а их популярность можно объяснить высокой прочностью и эксплуатационными характеристиками. Также к основным преимуществам задвижек стоит отнести такие характеристики:
- Небольшое гидравлическое сопротивление. Благодаря этому задвижки отлично подходят для таких трубопроводов, в которых скорость потока достаточно высока.
- Небольшие размеры и вес.
- Цена задвижки невысокая, благодаря чему такие задвижки доступны не только для крупных предприятий, но и для частных объектов.
- Задвижку можно использовать в любых условиях.
Это лишь небольшой перечень преимуществ данной запорной арматуры. Но длительный срок эксплуатации и простота в ремонте делают задвижки одними из самых востребованных систем для трубопроводов.
Технические характеристики
Для того чтобы выбор задвижек был правильным, необходимо внимательно ознакомиться с их техническими характеристиками. Для задвижки, как и для любой другой запорной арматуры, выделяют ряд основных характеристик. Первоначально необходимо обратить внимание на номинальное и рабочее давление, от которых зависит то, в каких условиях будет происходить бесперебойная эксплуатация задвижки. Также важно обратить внимание на номинальный диаметр, который обозначается аббревиатурой DN. Благодаря этому показателю можно корректно подобрать размер запорной арматуры соответственно с диаметром труб.